История сборки усилителя JLH для Александра

В мае на мою электронную почту пришло письмо с вопросом: "Вечер добрый Руслан! Меня зовут Александр! Вы собираете усилитель jlh на заказ?" . В принципе это не первый раз, когда меня об этом просят и обычно я отвечаю отказом, т.к. для меня собрать что-то из области аудио - это хобби, а не способ заработать. Пока есть куча других дел и работа в IT сфере, ну совсем не хочется тратить время на сопутствующую такому занятию возню (организация доставки, гарантия и пр.). Руководствуясь этими соображениями, я и ответил Александру, что не возьмусь за сборку. На что получил ответ: " Понимаю Вас, пересылкой заниматься не нужно будет т.к. у меня супруга работает в Питере и забрать смог бы сам. Настаивать не буду, но если вдруг появиться желание, буду очень признателен! Планирую использовать акустику на топовых scanspeak чувствительностью 87Дб."  Хм... раз в Питере, раз есть желание получить именно JLH (немногие ценители музыки готовы довольствоваться десятью Вт на канал), тогд

Обратный рупор на динамиках Fostex FE126En

Привет, уважаемый читатель! 

На форумах по акустике хорошо отзываются о динамиках Fostex и их звучании в рупорном исполнении. Появилось желание собрать на Фостексах обратный рупор и самостоятельно оценить качество звучания такой АС. В этой и последующих статьях опишу весь процесс по конструированию, отладке и усовершенствованию акустики, который занял у меня достаточно длительное время. Скажу однозначно - оно того стоило!

У рупорной акустики есть существенный недостаток - это огромные размеры и масса, достигающая нескольких десятков килограмм. С большими динамиками, например Fostex FE166En, Fostex FE206En, обратный рупор получается очень внушительным. Достаточно взглянуть на их даташит (FE206EnFE166En), чтобы оценить размеры и трудоемкость изготовления.

Я решил собрать обратный рупор, используя младшую модель Fostex FE126En
Параметры 126-го впечатляют, при весьма скромных размерах чувствительность достигает 93Дб! Такая акустика будет легкой нагрузкой для усилителя и прекрасно подойдет для усилителей невысокой мощности (до 10 Вт): ламповых и работающих в классе А. 

Конструкция обратного рупора приведена в даташите к динамику и не выглядит монструозно: 


Интересной особенностью является наличие небольшого фазоинвертора, излучающего в горловину рупора. Как показали последующие измерения он реально увеличивает отдачу на частотах в районе 50-60 Гц. При желании фазоинвертор можно закупорить поролоном.

Корпус АС изготовлен из фанеры толщиной 15 мм. Лучше взять фанеру 1 сорта, т.к. ее структура отлично смотрится. Распил желательно сделать на станке с ЧПУ, иначе будет трудно выдержать заданные размеры, пострадает качество сборки и это может сказаться на звуке. Мне распил вместе с фанерой обошелся в 4300 рублей.

Детали корпуса после распила на станке (качество и точность отменные!):

Первая примерка деталей на обозначенных карандашом местах:

Для соединения деталей использовался клей ПВА "Столяр". В процессе склеивания, для надежной фиксации, необходимо использовать струбцины:
В отверстии под динамик, с тыльной стороны, необходимо снять фаску под углом 45 градусов. Это нужно, во-первых, для свободного хода диффузора, т.к. отверстия в корзине динамика будут перекрываться краями отверстия и большим магнитом, во-вторых для избежания возможного резонанса, т.к. края отверстия образуют трубу. К сожалению, я забыл сделать это сразу. Поэтому пришлось немного помучиться и спилить кромку с помощью электролобзика. 

Итоговый вид внутренностей АС без боковины:

Фазоинверторы скручены из нескольких слоев ватмана. Жесткости таких труб вполне достаточно. При желании можно заменить на пластиковые, но найти трубы необходимого диаметра проблематично.

На переднюю стенку приклеена белая пластиковая накладка, толщиной 3 мм для придания более "нарядного" вида. При этом динамик расположен заподлицо и не выпирает. 

Итоговый вид получившейся акустики в широкополосном исполнении: 

Также из 8 мм МДФ сделана основа для грилей. На эту основу натянута акустическая ткань. На рисунке (в двухполосном варианте) видно, как смотрится АС с установленным грилем:

Звучание

В широкополосном исполнении звучание данной акустики жестковато и подходит для прослушивания джазовой, классической музыки и блюза, но не для рока. Рок нещадно пилит по ушам. Связано это с всплесками АЧХ на частотах 5 и 7 кГц. Это пожалуй основной недостаток динамиков Fostex 126En и о нем хорошо известно. 
Как ни странно басов для небольшой комнаты вполне достаточно и не всегда необходима поддержка сабвуфером. Бас абсолютно не напрягает и не бубнит. 
Также при прослушивании установлено, что звуковые образы инструментов и голоса несколько смазаны из-за широкополосного режима работы динамика. О причинах подобного явления я рассказал в статье О фазолинейной акустике или "Святой Грааль" хорошего звука.
У акустики очень высокий потенциал для модернизации. Например перевод ее в двухполосный режим работы с применением фильтров 2-го порядка с дополнительной коррекцией на частотах 5 и 7 кГц. Плюс при фазовом согласовании НЧ/СЧ и ВЧ динамиков получится идеальная АС уровня Hi-End. О дальнейшей модернизации АС и особенностях настройки я расскажу в следующих статьях, следите :)...

Комментарии

  1. Когда мы с товарищем собирали ему первые наши АС, пришли к тому, что удобнее всего использовать в качестве фазоинвертора картонные трубы, коих полно в любом печатном салоне. Такой салон у нас был как раз напротив универа, где, естественно, все печатали свои дипломные работы и все такое. Там просто спросили, не завалялось ли ненужной трубы диаметром около 75 мм. Оказалось, они каждую неделю выкидывают такие трубы в большом количестве, диаметры и длины разные. Мы тогда загрузились по полной ))

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ультралинейный усилитель А класса (опыт конструирования усилителя JLH 1969)

О фазолинейной акустике или "Святой Грааль" хорошего звука

История сборки усилителя JLH для Александра