История сборки усилителя JLH для Александра

В мае на мою электронную почту пришло письмо с вопросом: "Вечер добрый Руслан! Меня зовут Александр! Вы собираете усилитель jlh на заказ?" . В принципе это не первый раз, когда меня об этом просят и обычно я отвечаю отказом, т.к. для меня собрать что-то из области аудио - это хобби, а не способ заработать. Пока есть куча других дел и работа в IT сфере, ну совсем не хочется тратить время на сопутствующую такому занятию возню (организация доставки, гарантия и пр.). Руководствуясь этими соображениями, я и ответил Александру, что не возьмусь за сборку. На что получил ответ: " Понимаю Вас, пересылкой заниматься не нужно будет т.к. у меня супруга работает в Питере и забрать смог бы сам. Настаивать не буду, но если вдруг появиться желание, буду очень признателен! Планирую использовать акустику на топовых scanspeak чувствительностью 87Дб."  Хм... раз в Питере, раз есть желание получить именно JLH (немногие ценители музыки готовы довольствоваться десятью Вт на канал), тогд

Доработка широкополосного динамика Fostex FE126En

У динамика Fostex FE126En есть пара неприятных пиков амплитуды в районе 4.6 кГц и 6.7 кГц, которые плохо нивелируются фильтром 2-го порядка при частоте раздела 3.5 кГц. На АЧХ, приведенной ниже, эти пики прекрасно видно. Они делают звучание динамика резким, с ярко выраженными высокими частотами. Из-за этого со временем звук АС начинает утомлять. Мириться с этим фактом мне как-то не хотелось, от чего и загорелся идеей доработать динамик. Далее приведу описание доработок и результаты измерений...

АЧХ недоработанного Fostex FE126En (в обратном рупоре), микрофон на расстоянии 1 метр от АС:

На АЧХ прекрасно видны всплески, о которых я писал выше. Также имеется ярко выраженный рост чувствительности в ВЧ области с пиком на 15 кГц и последующим резким спадом. И где тут 25 кГц, которые заявлены в мануале?
О наличии у FE126En явной окраски звука неоднократно писали на различных форумах и Троелс Гравесен в статье про акустику на этом динамике.

Что рекомендуют?

Покопавшись в интернете, выяснил, что одни рекомендуют удалить пылезащитный колпачок, который якобы и придает неприятный окрас звука, другие рекомендуют установить фазовыравнивающую пулю (о принципе действия пули я писал здесь). Проверю обе рекомендации.

Удаление пылезащитного колпачка

Скальпелем аккуратно срезал пылезащитный колпачок, что возможно не самое правильное решение, т.к. в случае неудачи его обратно не вернуть. Вроде как клей, которым колпачок крепится к диффузору, термопластичен и с помощью термопистолета его можно отделить от диффузора. Но термопистолета у меня нет, поэтому я не стал заморачиваться.

Провожу измерения АЧХ динамика с удаленным колпачком (черная линия) и сравниваю с АЧХ до удаления колпачка (оранжевая линия):
Очень интересный и неожиданный результат!

Позитивный момент - поднялась чувствительность в области от 400 Гц до 2 кГц, которая изначально была ниже средней! При этом образовался провал на 4 кГц, и пики на 4,6 и 6.7 кГц никуда не делись. Немного снизилась интенсивность пиков, плюс они сместились вправо на 300-400 Гц. Выходит народ заблуждался, когда писали, что это именно колпачок дает такие призвуки. Вот тебе раз, не стоит верить всему, что пишут... Еще один неприятный момент - немного подрос и сузился пик на 15 кГц.
Тем не менее надо признать, что из-за роста чувствительности в области 300-2000 Гц, на слух изменения все-таки будут восприниматься, как некоторое избавление от пиков, а провал на 4 кГц можно и не заметить. Может быть поэтому некоторые рекомендуют удалить колпачок.

Фазовыравнивающая пуля

После удаления колпачка стало очень интересно проверить, что же будет с АЧХ после установки пули.

Для крепления пули к керну решил использовать обычный шуруп. У шурупа немного сточил напильником шляпку, чтобы он лучше приклеился к керну магнита:

Шуруп приклеивается к керну с помощью эпоксидной смолы (в этом процессе нужно быть очень аккуратным и выставить шуруп точно по центру керна). Для того, чтобы случайно не повредить и не испачкать клеем катушку, я просунул лист бумаги в зазор между керном и катушкой. После высыхания смола очень надежно зафиксировала шуруп.

Настала очередь изготовления пули. Пулю выточил из дерева. Для этого пришлось собрать мини токарный станок из г... и палок дрели и деревянных направляющих. На сборку такого станка ушло всего 1.5 часа:

Немного сноровки, прямых рук и вуаля - пули готовы! После этого их лучше покрыть лаком или краской (я использовал быстросохнущий лак на водной основе).

В центре торца пули сверлится отверстие под шуруп, после чего она легко и точно накручивается на него. 

Опять провожу замеры АЧХ, но уже с пулей, и сравниваю с АЧХ динамика до внесения изменений (оранжевая линия):

Этот результат мне нравится намного больше! Итак:
  1. Провал на 4 кГц полностью исчез!
  2. Область АЧХ от 2 до 4.5 кГц вообще выглядит образцово-показательной.
  3. Интенсивность пиков на 4.6 и 6.7 кГц снизилась и они сместились вправо еще сильнее. А это значит, что разделительный фильтр невысокого порядка будет эффективнее глушить их без применения режекторного фильтра.
  4. Пик на 15 кГц стал чуть меньше, что тоже неплохо.

Выводы

Увы, простое удаление колпачка искажает АЧХ (появляется существенный провал на 4 кГц) и не исправляет проблему с окраской звука Fostex FE126En.
Добавление пули оказывает серьезное влияние на АЧХ динамика и неплохо сглаживает ее в верхней СЧ области. Доработка не ухудшает звучание динамика на ВЧ и он может прекрасно работать в широкополосном режиме.

Примечание: Измерения проводились в обычной жилой комнате с помощью измерительного микрофона Nady CM 100 с расстояния 1 метр. Используемое программное обеспечение - Arta.
Достоверная АЧХ начинается с 2кГц, т.к. на область АЧХ ниже 2 кГц существенное влияние оказывают комнатные отражения.

Комментарии

  1. Ну да,конечно инженеры FOSTEX все дебилы и не справляются со своей работой.Разрабатывая свои динамики на проводят никаких измерительных действ
    Их рекомендации их по изготовлению корпусов ,которые вкладываются в каждую упаковку с динамиком,никуда не годятся.

    ОтветитьУдалить
  2. так на слух заметны изменения?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ультралинейный усилитель А класса (опыт конструирования усилителя JLH 1969)

О фазолинейной акустике или "Святой Грааль" хорошего звука

История сборки усилителя JLH для Александра