История сборки усилителя JLH для Александра

В мае на мою электронную почту пришло письмо с вопросом: "Вечер добрый Руслан! Меня зовут Александр! Вы собираете усилитель jlh на заказ?" . В принципе это не первый раз, когда меня об этом просят и обычно я отвечаю отказом, т.к. для меня собрать что-то из области аудио - это хобби, а не способ заработать. Пока есть куча других дел и работа в IT сфере, ну совсем не хочется тратить время на сопутствующую такому занятию возню (организация доставки, гарантия и пр.). Руководствуясь этими соображениями, я и ответил Александру, что не возьмусь за сборку. На что получил ответ: " Понимаю Вас, пересылкой заниматься не нужно будет т.к. у меня супруга работает в Питере и забрать смог бы сам. Настаивать не буду, но если вдруг появиться желание, буду очень признателен! Планирую использовать акустику на топовых scanspeak чувствительностью 87Дб."  Хм... раз в Питере, раз есть желание получить именно JLH (немногие ценители музыки готовы довольствоваться десятью Вт на канал), тогд

Сравнительные измерения ФЧХ (широкополосник VS минимально-фазовая АС)

В статье О фазолинейной акустике или "Святой Грааль" хорошего звука я писал про то, что акустические системы на широкополосном динамике являются компромисным решением и не могут относиться к системам высокой верности. При этом на форумах очень часто можно встретить восторженные отзывы о звучании акустики на широкополоснике. И это отчасти понятно, в отличие от большинства многополосных акустических систем на пассивных фильтрах, акустика на широкополосном динамике имеет отличную переходную характеристику (ПХ) и хорошую фазочастотную характеристику (ФЧХ). От ПХ и ФЧХ акустической системы зависит локализация инструментов в пространстве и объем звуковой сцены. Чем лучше эти характеристики, тем более явно выраженным становится эффект присутствия.

Увы, неравномерность АЧХ широкополосных динамиков очень высокая, что зачастую может перечеркнуть плюсы хороших ПХ и ФЧХ. Но оказывается и ФЧХ у широкополосника тоже не совсем идеальная (о причинах я писал в вышеупомянутой статье). Чтобы подтвердить это, я решил провести сравнительные измерения ФЧХ и ГВЗ (групповое время задержки) своей акустики на широкополосном динамике Fostex FE126En в двух режимах работы: 
  1. Fostex подключен напрямую к усилителю (широкополосный режим)
  2. Fostex работает в НЧ/СЧ диапазоне, ВЧ диапазон воспроизводит твитер Fountek (биампинг). Используется фазолинейный активный кроссовер + 2 стерео усилителя. 

Измерения

Измерения проводились в программе ARTA с использованием микрофона Nady CM100. Расстояние от АС до микрофона 1 м.

ФЧХ и ГВЗ (Fostex подключен напрямую к усилителю и воспроизводит весь диапазон):
Рис. 1. Фазочастотная характеристика динамика Fostex FE126En (красная линия - с фазовыравнивающей пулей, зеленая - без пули)

Рис. 2. Групповое время задержки динамика Fostex FE126En


ФЧХ и ГВЗ (биампинг, минимально-фазовый режим):
Рис.3. Фазочастотная характеристика Fostex FE126En + Fountek NeoCD 3.5h (биампинг)

Рис.4. Групповое время задержки Fostex FE126En + Fountek NeoCD 3.5h (биампинг)

Выводы

При сравнении графиков ФЧХ и ГВЗ в двух режимах работы АС хорошо видно, что минимально-фазовая мультиполосная АС может обеспечить существенно более равномерные характеристики, отвечающие за пространственное построение сцены, по сравнению с АС на широкополосном динамике. И разумеется, АЧХ у грамотно спроектированных многополосных АС обладает минимальной неравномерностью, в отличие от широкополосника. 
"Святой грааль" хорошего звука - это совокупность хороших характеристик АЧХ, ФЧХ, ГВЗ акустической системы. Вся остальная обвязка (усилитель, провода и пр., если это не откровенный ширпотреб) не оказывают столь существенного влияния на звук, в отличие от акустики, и являются скорее "финальным штрихом". 

Комментарии

  1. Отличная статья! Впрочем как и все остальные...

    Вообще каждая запись Руслана это свежий интересный материал с измерениями и графиками, разбивающий впрах многие мифы и легенды форумных троллей и диванных экспертов...

    С нетерпением жду третью часть статьи про фазолинейную акустику и смещение. Хочу применить на практике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю!
      Буду рад, если мои исследования и статьи окажутся полезными в практике Ваших проектов.
      Небольшая поправочка про "фазолинейную акустику", если имелась ввиду статья о когерентной 2-х полосной АС. Увы, данная АС не может считаться фазолинейной (т.е. фаза линейна и постоянна во всем диапазоне воспроизводимых частот). Я не очень представляю, как на пассивных фильтрах (не 1-го порядка!) можно собрать фазолинейную АС, т.к. такие фильтры неизбежно вносят существенный фазовый сдвиг. Но путем смещения динамиков можно добиться когерентности их звучания в области совместного действия (т.е. динамики будут работать синфазно в этой области) и это очень важно для качественного формирования звуковой сцены, особенно, когда частота раздела полос находится в критичной для слуха СЧ зоне.
      Статью напишу сразу же, как появится свободное время, пока же этому мешает хорошая погода :). Ждите...

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ультралинейный усилитель А класса (опыт конструирования усилителя JLH 1969)

О фазолинейной акустике или "Святой Грааль" хорошего звука

История сборки усилителя JLH для Александра