На АЧХ, без учтенной разницы в чувствительности динамиков, появился существенный подъем амплитуды в области СЧ-ВЧ, и это еще при условии, что акустические центры динамиков совпадают. Поведение фазы (пунктирная линия) выглядит вполне себе неплохо. Но что будет если акустические центры разнести, как на реальной АС (расстояние между фактическими центрами динамиков - 120 мм (dY), смещение акустических центров - 23 мм (dZ). Смотрим Рис. 7.
Рис. 7. АЧХ акустики с приблизительным расчетом кроссовера (акустические центры драйверов разнесены, как в реальной АС)
На первый взгляд изменения незначительны - появился небольшой подъем АЧХ в области раздела полос, немного поднялся уровень ВЧ. А вот ФЧХ изменилась существенно, резко устремившись вверх, что не лучшим образом скажется на формировании сцены и локализации источников.
Вот теперь можно заняться оптимизацией параметров кроссовера для получения максимально гладкой АЧХ и приемлемой ФЧХ
.
Сведение выполнялось для расстояния 2 метра от АС до точки прослушивания. В итоге, после небольшой автоматической оптимизации АЧХ в LspCAD, был смоделирован следующий кроссовер, см. Рис. 8. Частота раздела полос составляет 2 кГц (увы, достаточно низко, хотелось бы чуть выше). Если кого-то смущает частота раздела в 2 кГц, потому что никто, как правило, эту частоту раздела не использует при разделении полос, то рекомендую прочитать эту
статью.
Отмечу, что для согласования драйверов по чувствительности я не стал применять L-pad аттенюатор, а включил последовательно резистор 5 Ом, таким образом убив двух зайцев: уменьшится отдача твитера и исключается падение импеданса на ВЧ, ввиду того, что твитер имеет сопротивление 4 Ом, а не 6 Ом, как у мидбаса.
Рис. 8. Кроссовер после оптимизации (R1011 и R2031 сопротивления индуктивностей)
Рис. 9. Суммированная АЧХ акустики поле оптимизации кроссовера в LspCAD
Я не ставил себе цель получить максимально ровную АЧХ. Думаю, что при желании ее можно еще больше сгладить, введя дополнительные цепи коррекции (
по этой теме советую прочитать книгу "Любительские громкоговорители 3" Бать С.Д.). Плюс мне не нравится применение большого количества реактивных элементов на пути от усилителя до динамиков. Помимо того, что такие цепи не всегда могут в положительную сторону отразиться на звуке, вдобавок они существенно удорожают кроссовер. Правильнее все-таки применять динамики с ровными АЧХ в "своей" области частот.
Рассчитанный импеданс акустики (Рис. 10) не опускается ниже 6 Ом, следовательно АС будет легкой нагрузкой для усилителя.
Рис. 10. Расчетный импеданс АС
На что особенно стоит обратить внимание при оптимизации АЧХ, так это на характеристики ФЧХ (Phase response) и ГВЗ (Group Delay). Гладкая АЧХ абсолютно не гарантирует хорошие ФЧХ и ГВЗ, но в итоге именно от них будет зависеть, насколько хорошо АС будет прорисовывать сцену и формировать эффект присутствия. Влиять на эти параметры можно через задержку для ВЧ, смещая акустические центры динамиков (dZ) от вертикальной плоскости в глубину. Необходимо добиться, чтобы индивидуальные ФЧХ драйверов были максимально близки друг к другу в области раздела полос (см. Рис. 11). Т.е. динамики в этой области частот будут работать практически синфазно.
Рис. 11. Индивидуальные ФЧХ драйверов
При этом характеристика ГВЗ (Рис. 12) в той же области должна быть максимально равномерной (без всплесков).
Рис 12. Расчетная характеристика группового времени задержки (Group Delay)
На этом пока все. Теоретические расчеты и эксперименты можно переводить в реальную плоскость. О том, как установить правильное смещение драйверов (dZ) для реальной АС, читайте в следующей статье.
Остальные статьи по теме:
Часть 1
Часть 3
Комментарии
Отправить комментарий