Наступило время, когда мне стало не хватать основательной НЧ составляющей в звучании имеющихся у меня на тот момент полочных АС. И как только появилось свободное время я решил взяться за постройку активного сабвуфера. В этом посте подробно расскажу о процессе конструирования сабвуфера на динамике ScanSpeak 22W/4534G00.
В итоге хотелось получить "музыкальный" сабвуфер с убедительным и небубнящим басом, который будет хорошо интегрироваться с полочными АС, играющих от 50-60 Гц.
У меня уже имелся опыт конструирования сабвуферов с разными видами акустического оформления: ЗЯ, фазоинвертор, бандпасс 6-го порядка. Бандпасс отпал сразу, ввиду того, что он не способен воспроизводить быстрый и четкий бас и подходит разве что для SPL-щиков и воспроизведения спецэффектов кино. ЗЯ требует большого объема корпуса, поэтому решил остановиться на фазоинверторе.
При выборе НЧ драйвера руководствовался следующими критериями:
- Диаметр 8 дюймов.
- Частота резонанса < 30 Гц
- Низкая добротность (чтобы минимизировать эффект "гудения")
В итоге выбор пал на ScanSpeak 22W/4534GO (описание). Вот он, красавец:
Качество изготовления на высоте!
Пока ждал доставку драйвера, занялся расчетом корпуса сабвуфера.
Расчет выполнял в программе WinISD. Частоту настройки фазоинвертора задал чуть выше резонансной частоты(fs) динамика - 32 Гц (измеренная fs динамика равнялась 31 Гц). В результате получились следующие значения объема корпуса и длины 2-х труб фазоинверторов:
Корпус решил делать в форме усеченой пирамиды (из эстетических соображений, т.к. на частотах ниже 200-300 Гц форма корпуса практически не влияет на АЧХ). Внутренние размеры пирамиды: длина верхних граней 30 см, нижних 42 см, высота 45 см.
Ниже приведены размеры корпуса с учетом того, что он будет сделан из 18 мм фанеры:
Усилитель мощности взял от старого сабвуфера (70 Вт). Корпус с динамиком выкинул, а усилитель давно валялся без дела. Его я и решил задействовать. Несмотря на Made in China, схемотехника у него очень хорошая: тороидальный трансформатор, выходной каскад на мощных транзисторах, защита от перегрузки и короткого замыкания.
Пока на этом все. Во второй части расскажу подробнее об особенностях изготовления корпуса.
Комментарии
Отправить комментарий