История сборки усилителя JLH для Александра

В мае на мою электронную почту пришло письмо с вопросом: "Вечер добрый Руслан! Меня зовут Александр! Вы собираете усилитель jlh на заказ?" . В принципе это не первый раз, когда меня об этом просят и обычно я отвечаю отказом, т.к. для меня собрать что-то из области аудио - это хобби, а не способ заработать. Пока есть куча других дел и работа в IT сфере, ну совсем не хочется тратить время на сопутствующую такому занятию возню (организация доставки, гарантия и пр.). Руководствуясь этими соображениями, я и ответил Александру, что не возьмусь за сборку. На что получил ответ: " Понимаю Вас, пересылкой заниматься не нужно будет т.к. у меня супруга работает в Питере и забрать смог бы сам. Настаивать не буду, но если вдруг появиться желание, буду очень признателен! Планирую использовать акустику на топовых scanspeak чувствительностью 87Дб."  Хм... раз в Питере, раз есть желание получить именно JLH (немногие ценители музыки готовы довольствоваться десятью Вт на канал), тогд

Ультралинейный усилитель А класса (опыт конструирования усилителя JLH 1969)

Не секрет, что усилители, работающие в А классе, обеспечивают наивысшее качество звучания по сравнению с усилителями, работающими в классе B, AB и D. В интернете много информации почему это так. Увы, большинство производителей усилителей данный класс обходят стороной из-за низкого КПД усилителя (до 80% мощности рассеивается в виде тепла). Те же экземпляры, которые можно найти в продаже, стоят безумных денег.
К счастью, изобретатель Джон Линсли Худ (John Linsley-Hood) разработал и опубликовал в 1969 году схему простого усилителя А класса мощностью 10 Вт. Такой мощности достаточно для домашнего воспроизведения музыки на высокочувствительных колонках (от 90 Дб). В интернете все отзывы о качестве звучания усилителя JLH только положительные. Это меня подкупило и я решил самостоятельно собрать усилитель Худа в оригинальной версии 1969 года.


Подробно рассказывать об истории создания усилителя JLH 1969 и схемотехнике нет смысла, очень детальная информация есть на портале aovox.com. В посте расскажу лишь об основных этапах конструирования.
За основу была взята схема, изображенная на рисунке:

Обратите внимание, что напряжение и номиналы некоторых деталей зависят от сопротивления АС. В данной схеме конденсатор С2 слишком малой емкости, что ведет к завалу АЧХ на НЧ. Я применил конденсатор емкостью 2.2 мкФ.

В своей реализации использовал импортные транзисторы, основываясь на рекомендациях тех, кто уже экспериментировал с разными вариантами транзисторов (VT1 - BC560CTA, VT2 - 2SC5707, VT3 и VT4 - 2SC5200).
Остальные компоненты взял с учетом нагрузки 8 Ом (в соответствии с таблицей). Резистор R8 лучше сделать подстроечным для более простой настройки тока покоя.

Итоговая схема:

Разводку печатной платы усилителя сделал в программе Sprint-Layout. Плату изготовил методом ЛУТ. Скачать печатку можно по ссылке.

Для удобства настройки тока покоя, я не стал впаивать в плату коллектор транзистора VT3. Т.к. при настройке в разрыв цепи подключается амперметр. После настройки тока покоя, просто соединил проводом коллектор транзистора с дорожкой на плате.

Питать усилитель лучше от стабилизированного источника напряжения. Мощность трансформатора должна быть достаточной для обеспечения постоянного тока 1,2 А на канал при напряжении 30 В. Я использовал тороидальный трансформатор с двумя отдельными выходными обмотками ТТП250 (2x25В, 4А). Трансформатор имеет большой запас по мощности, что в принципе не обязательно. 
Стабилизатор реализован на микросхеме КР142ЕН22А (в 2-х экземплярах: для левого и правого канала усилителя) с регулировкой напряжения до 30 Вольт, что позволяет точно выставить напряжение в 27 Вольт и, при необходимости, изменить его. Схема включения КР142ЕН22А очень простая (изображение взято с просторов интернета):

Емкость конденсаторов в выпрямителе составила 32000 мкФ (на канал). Как показала практика этого с лихвой хватает для абсолютного исключения фона в динамиках. Нет смысла делать емкость больше.

Для источника питания сделаны отдельные платы (с учетом компоновки в корпусе усилителя и размеров имеющихся деталей, ссылка на файл). Скачать печатку можно по ссылке.

Кстати, для версии 1969 года, благодаря выходному электролитическому конденсатору, нет необходимости делать схему софтстарта и защиты АС от появления постоянного напряжения. Что сильно упрощает общую конструкцию.

Выходные транзисторы, диодный мост и микросхема стабилизатора нуждаются в хорошем охлаждении. Для усилителей А класса сильный нагрев - неизбежное зло. Это нужно учитывать при выборе корпуса для усилителя JLH. Я заказал на Aliexpress корпус с огромными радиаторами. Он идеально подходит для этого усилителя:

Качество изготовления китайского корпуса отменное, придраться не к чему!

Диодный мост, микросхему стабилизатора и выходные транзисторы одного канала разместил на общем радиаторе:

Настройка

Настройку рекомендую выполнять отдельно для каждого канала. Порядок следующий:
1. Замкнуть аудио вход.
2. Установить подстроечные резисторы усилителей в среднее положение.
3. Подключить амперметр в разрыв цепи коллектора транзистора VT3.
4. Установить напряжение на стабилизаторе ~16 вольт (для исключения появления высокого тока покоя при первом включении и пробоя выходных транзисторов в случае ошибок в монтаже).
5. Установить с помощью резистора R2 половину напряжения питания в точке соединения эмиттера и коллектора выходных транзисторов.
Далее итерационно:
6. С помощью подстроечного резистора R8 установить ток 1.2 Ампера.
7. Поднять на пару вольт напряжение питания, при этом ток будет расти. Нужно контролировать по амперметру, чтобы ток не превышал 2 А.
8. Снизить ток с помощью R8 до 1.2 А.
Повторяя пункты 6,7,8, доводим напряжение питания до требуемых 27 Вольт.

Борьба с фоновыми помехами
Некоторые из тех, кто уже повторял конструкцию усилителя, жаловались на фоновые помехи (гудение в колонках на частоте электросети). В моем случае фон также был, причем только в одном канале. Уровень фона был несильным, т.е. слышно с расстояния ~0.3 метра от АС. Тем не менее он мне не давал покоя :). Исходя из логики, раз фонит только один канал, значит дело не в плохой работе фильтра/стабилизатора или разводке сигнальных/силовых цепей (все идентично), а в чем-то другом. Пришлось поэкспериментировать и достать бубен. Проблему в итоге я решил так: припаял провод от земляной точки платы "фонящего" канала к металлическому корпусу регулятора громкости... И о чудо! Фон исчез! В колонках абсолютная тишина.

Итоговый вид усилителя



Прослушивание
Звучание усилителя оказалось ожидаемо нейтральным. Минимализм схемотехники в лучшую сторону сказывается на качестве звучания усилителя. Звучит он очень натурально и прозрачно на любой громкости в пределах 10 Вт своей мощности. Искажения, как и фон, абсолютно не слышны и не влияют на общее звучание системы. При непосредственном сравнении JLH с усилителем, реализованным на микросхеме, предпочтение однозначно отдаешь JLH. Разница очень заметна на слух и выражается в более чистом и мягком звучании JLH на высоких частотах.
После сборки и прослушивания этого усилителя, абсолютно пропало желание покупать какой-либо другой усилитель, т.к. характеристики и качество звучания JLH приближаются к топовым образцам усилителей, выпускаемых промышленно. Наоборот, есть желание собрать еще один такой же, чтобы реализовать полный биампинг на активном кроссовере.
К сожалению, у меня нет возможности сравнить звучание с ламповым усилителем, но судя по отзывам, JLH звучит сравнимо или даже лучше ламповых. Удивительно, что такая простая схема легко уделывает гораздо более сложные и дорогостоящие конструкции!

PS
Из-за особенности усилителей, работающих в классе А, бОльшая часть мощности расходуется на рассеивание тепла. Усилитель серьезно греется даже при достаточно большой площади радиаторов. В моем случае корпус нагревается до 50-55 градусов.

Опыт реализации активного биампинга на двух усилителях JLH
История сборки усилителя JLH для Александра

Комментарии

  1. Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, куда Вы подключаете регулятор громкости на схеме?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте. Можете поделиться платами?

    ОтветитьУдалить
  3. Обязательно ли выставлять ток покоя в 1.2 Ампера? Это нужно для мощности сигнала или качества сигнала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ток покоя зависит от сопротивления нагрузки. Желательно устанавливать ток, рекомендованный автором, т.к. именно для указанного значения тока достигается максимальный кпд усилителя при неискаженном сигнале.

      Удалить
    2. 20 - 25% -это максимальный КПД? Как раз при наименьшем (или равным нулю) токе покоя достигается максимальный кпд, что сказывается на ухудшении качества звука. А большой ток покоя нужен именно для достижения максимального качества звучания и чем больше ток покоя, тем ниже кпд усилителя.

      Удалить
  4. Здравствуйте! Хочу повторить ваш опыт (и получить свой:), немножко непонятно где на схеме регулировка громкости: сразу после входа видно переменный резистор, который идёт на аудиофильский кондёр аудиокоре) а выше ещё один, между Р1 и С1. Всего на схеме их 3, один подстроечный для настройки, а остальные два что делают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Громкость регулирует переменный резистор на входе (10 кОм), который на схеме находится слева от конденсатора C1.
      С помощью подстроечного резистора R3 (100 кОм) выполняется регулировка половины напряжения на коллекторе T4 относительно +/- шин питания, а с помощью R8 (1 кОм) устанавливается необходимый ток покоя в цепи коллектора T3.

      Удалить
    2. на какое сопротивление нужен потенциометр? на 50 кОм подойдет ?????

      Удалить
  5. Добрейшего времени суток, вопрос к автору,а можно ли для питания данного усилителя использовать импульсный блок питания??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы не рекомендовал. Ради эксперимента можно попробовать, но нужно учесть, что вероятно придётся бороться с помехами.

      Удалить
    2. Добрый день. И с Новым годом. Я далёк от радио техники, но вот в этом обзоре https://v-mire.net/na-chto-sposoben-usilitel-a-klassa-jlh-1969/
      человек сравнивал на графиках шумы импульсника и трансформатор ног бп. И надо сделать вывод, что импульсный источник питания выиграл.

      Удалить
    3. Добрый день!
      Человек не сравнил шумы со стабилизированным БП и импульсным БП. Фон при использовании стабилизированного БП отсутствует - проверено (если разводка сделана грамотно и отсутствуют земляные петли). По мне так сделать стабилизированный БП проще чем импульсный. А вот без стабилизатора фон действительно есть, если прислонить ухо к колонкам, и такой БП требует конденсаторов с огромными емкостями.

      Удалить
  6. С3 убрать мылит звук....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При использовании качественных электролитов ничего подобного замечено не было. Звук кристально чистый.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Руслан! необходимо ли подбирать выходные транзисторы в пару?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Да, крайне желательно. Чем точнее подобрана пара, тем меньше коэффициент нелинейных искажений усилителя.

      Удалить
  8. Спасибо за ответ, Руслан!

    ОтветитьУдалить
  9. Руслан, доброго времени!
    Подскажите, на нагрузку 4 Ома ток покоя должен быть примерно 2А, резистор R7 порядка 50 Ом, а R8 - 180 Ом. Такой вопрос: если в качестве R8 будет использован подстроечный резистор, как у Вас, не будет ли он сильно греться? В оригинальной схеме R8 имеет мощность 1 Вт, а подстроечник 0,5 Вт. Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Не проверял, но скорее всего греться не будет - не проходит через него большой ток. Если все же нагреется, то после настройки тока покоя, подстроечный резистор можно заменить на постоянный.

      Удалить
    2. Спасибо Вам большое за ответ!

      Удалить
  10. Здравствуйте почему у вас в итоговой схеме у С4 номинал не тот который нужен для 8ом? в схеме 220мкф а у вас 470мкф

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. R7, R8, C4 образуют источник стабильного тока. Хуже не будет от того, что емкость C4 выше рекомендованной.

      Удалить
  11. С Новым годом вас. Я уже раньше признался, что далёк от радио техники, поэтому не удивляйтесь моим вопросам. Каким минимально достаточным должен быть трансформатор этого усилителя? И куда можно применить якобы неплохие электролиты Panasonic FC?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Взаимно! :)
      Трансформатор должен быть рассчитан на ток нагрузки, немного превышающий ток покоя данного усилителя. Т.е. для усилителя JLH под 8 Ом-ную нагрузку ток покоя составляет 1,2 А, для 4 Ом - 2 А. Для усилителя А класса нет необходимости использовать трансформатор с очень большим запасом по току .

      Удалить
  12. Очень качественно сделан корпус и, вообще, все железо. Поздравляю. Но, 10 Вт при искажениях в 0,02% при такой мощности означают, что при пик факторе порядка 10 дБ, вы реально будете слушать неискаженный звук при средней мощности порядка 1 ВТ. Это явно недостаточно, чтобы получить дома настоящий уровень громкости и качественный звук как на концерте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв!
      Совершенно верно, с 10 Вт сложно получить звук, как на концерте (в плане громкости). Но это и не было моей целью, я уже наигрался с мощными усилителями/акустикой до вибраций в глазах и ненависти соседей, когда был юн :). Теперь философия изменилась в сторону максимального качества при небольшой мощности. Муз. подборка тоже кардинально поменялась с того времени - с Prodigy, Chemical Brothers и аналогичной музыки на блюз, джаз и chill. Сейчас даже на этом усилителе я чаще слушаю музыку на 1/3 регулятора громкости. У меня чувствительная АС (93 Дб), что позволяет вполне комфортно и без слышимых искажений прослушивать музыку и на 3-5 Вт в обычной комнате (15-20 кв м).

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Понимаю вас, сам был когда-то молодым. Но с возрастом вдруг понял, что 0,02% на 10 Вт, это больше, чем "запас качества" даже у общеизвестных динамиков и АС на динамиках типа 10 гдш 1-4 ( 36) и т.д. Не говоря уже о потенциале современных динамиков и АС на них. Кроме того, запас мощности необходим объективно для современных систем высшей группы сложности - High-End класса 21 века. Почему это так, можно посмотреть тут https://www.youtube.com/watch?v=VRlf7DgTjL0 Если я вас раздражаю, извиняюсь и удаляюсь. В любом случае вы перспективный инженер и конструктор, которых нужно еще поискать. Но рынок живет по своим законам - все хотят услышать то, что не слышал до него никто. Даже в 1969 году.)))

      Удалить
    4. Концепция, о которой вы пишите, и к которой стремился я, отличаются :). Гонка минимизации искажений и роста мощности усилителя - это Грааль маркетинга, об этом уже не раз было написано в статьях про звук.
      1. Большая мощность усилителя нужна только для раскачки низкочувствительной акустики (к такой можно отнести акустику с чувствительностью менее 90 Дб, а чувствительность большинства имеющихся в продаже АС составляет 86 Дб или даже ниже).
      То есть, чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать. Чем выше чувствительность системы, тем менее мощный усилитель необходим для воспроизведения нужного уровня звука

      У старой эстрадной акустики были очень чувствительные динамики, способные очень громко воспроизводить звук при имеющихся на то время слабых ламповых усилителях.

      2. Искажения искажениям рознь. У транзисторных усилителей в звуковом сигнале преобладают нечетные гармоники, они вносят диссонанс в звучание и наш слух их очень хорошо выделяет (подобно звучанию расстроенной гитары). У ламповых усилителей в искажениях преобладают четные гармоники. Они отлично маскируются основным тоном и таким образом незаметны на слух. В итоге звучание ламповых усилителей даже с 1% КНИ субъективно приятнее звучания транзисторных УМ.
      Чем уникален усилитель JLH? Он хоть и транзисторный, но у него в сигнале преобладают четные гармоники, как у ламповых усилителей. Что и придает "теплоты" его звучанию. При этом никаких проблем с лампами и он очень прост в изготовлении.

      Удалить
  13. Все почти так, если не учитывать, что искажения динамиков типа 4гдш-35 или 10гдш-2 на малой громкости становятся соизмеримы или даже меньше, чем у любого УНЧ - 50 дБ. Такие искажения не может дать 100 Вт динамик размером с тазик. Поэтому одного оптимального варианта на все случаи жизни быть не может или система должна быть гибридной - фактически состоять из двух или даже трех систем для громкости в 1 Вт, 50 и 200 Вт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. дались вам эти искажения,больше слушайте,не тешьте ум шаблонами из учебников,-про звук там молчок,доверьтесь ощущениям,а не параметрам.

      Удалить
  14. Руслан, здравствуйте. Я так понял, это не единственный JLH, поэтому экспериментировать с компонентами Вам довелось. Подскажите, если с транзисторами я определился, на какие элементы обратить внимание или куда какие порекомендуете. Наверное, в большей мере речь веду о конденсаторах. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Усилитель не особо требователен к качеству пассивных элементов, в этой схеме решающее значение имеет подбор транзисторов. Конденсаторы С1, С3 (по итоговой схеме) должны быть максимально хорошего качества, а к остальным требования простые: электролиты не старые и с запасом по напряжению, особенно это касается С9.

      Удалить
  15. Руслан, добрый день! Спасибо за статью, тоже хочу попробовать для себя класс А, все детали нашел. Подскажите пожалуйста, при наличии ТОРа как у Вас и схемы стабилизатора, нужно ли соединять в среднюю точку обмотки? Оба канала в стабилизаторе идентичны полностью? Инверсии на втором не нужно (обратной полярности микросхему)? И по той же теме вопрос - если все -таки соединять среднюю точку на трансформаторе и использовать двуполярный нестаб фильтр, тоже со средней точкой, платы УМ соединять каждый к своей "половинке" питания? Не будет ли при таком варианте проблем? Заранее, огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      1. Нельзя соединять среднюю точку двух обмоток трансформатора под разные каналы УМ, т.к. питание у JLH 1969 однополярное. Присмотритесь к схеме БП - диодный мост развязывает общую "землю" и обмотки трансформатора.
      2. Оба канала в стабилизаторе абсолютно идентичны. Инверсия не требуется, опять же по причине п.1.
      3. Для нестабилизированного тоже самое - либо одна обмотка и соответственно один БП работает на оба канала, либо раздельные обмотки и БП для 2-х каналов.

      Удалить
  16. Все понятно, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  17. Ура!!! Руслан, собрал, работает, но, нестабильно..... прослушивается ультравысокий свист, через пару минут переходящий в самовозбуд и...тишина. Перезапуск и все по новой. Трнзисторы 3055 в ЧИПе брал, подобрал по Ку. Выходной конденсатор пробовал увеличивать, бестолку. Напряжение 27.0, половинку выставил как положено в середине. ток 1,2 поставил, игрался меньше - больше. R- 8ом. ....Подскажите пожалуйста, куда "копать"?...

    ОтветитьУдалить
  18. ....да, еще. пока, запитываю от лабораторника (транс + стаб импульсник 5А с Али) - не может ли быть здесь "собака зарыта"?
    Кренки купил, но Вашу схему стабилизатора пока не собрал....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень странное поведение, если половина напряжения и ток выставляются, то усилитель должен работать без подобных выкрутас. Похоже, что дело в импульсном стабилизаторе с Али. Можно попробовать без стабилизатора - собрать простой БП на диодном мосте и электролитах в 20000 мкФ, фон 50 Гц скорее всего будет слышен, но возбуждаться усилитель не должен.
      Еще одно предположение - плохая изоляция м/у радиатором и корпусом выходных транзисторов, например если использовали токопроводящую термопасту, а не термопрокладку.

      Удалить
    2. Руслан, Все супер!!! Заработало! Звук очень и очень нравится (акустика Ямаха NS 6490 -очень хорошо согласуется)! Про самовозбуд и свист - стыдно даже говорить... В общем, "дело было не в бобине"...
      Смущает только собранный стабилизатор на КРЕН ке - ооочень сильно греется, даже на хорошем радиаторе. Игрался с обвесом, но все равно, через 10 мин - радиатор шипит. Читал что попадаются "глючные" партии и якобы очень она капризная. Пока запитал от лабораторника. Думаю все таки сделать выпрямитель по схеме 2003. заказал, жду с Али корпус как у Вас.
      Большое спасибо за помощь!

      Удалить
    3. ....насчет "бобины" - провод от ЦАПа к усилителю был более метра и качество оплетки земляной не очень видимо. Заменил на фирменный - и все "запело"!!!
      Стыдоба в общем (защитившему курсовую в свое время по "ЭП и Усилители" на отлично)....

      Удалить
    4. Прекрасно! Рад, что у вас все получилось.
      КРЕН может сильно греться, если напряжение на входе микросхемы сильно больше напряжения на выходе. Т.е. таким образом она вынуждена утилизировать неиспользуемое напряжение/ток в виде тепла. Выход - отмотать часть вторичной обмотки трансформатора, чтобы после выпрямителя (диодного моста) напряжение под нагрузкой было чуть больше необходимого.
      Акустика у вас не ахти (без обид), для того чтобы раскрыть весь потенциал этого усилителя.

      Удалить
    5. Руслан, на входе КРЕНки действительно многовато напряжения, порядка 37 вольт.
      Но у Вас, я так понял такой же транс (ТОР250 2Х25, 4А) ?
      Попробую транс ТОР поставить 2Х18 переменки, правда мощность 150 вт (ток 4А, в каждой обмотке) - не слабоват будет думаете, по мощности?
      Собираю пока на работе, тут только такие колонки у меня. Дома ждут DALI, посмотрим как запоет.

      Спасибо за помощь!!!!

      Удалить
    6. Да, транс у меня такой же, но я отмотал часть вторичной обмотки, чтобы напряжение после выпрямителя (диодного моста) равнялось 30 В. Попробуйте поставить ТОР 2x18, его должно быть достаточно, мощности уж точно с лихвой.

      DALI - уже лучше, пишите о впечатлениях после прослушивания.

      Пожалуйста! :)

      Удалить
  19. Добрый вечер,с удовольствием прочитал об этом чудесном усилителе,Руслан не могли бы вы под заказ собрать мне такой аппарат.мой адрес: stroyelite@mail.ru.
    Буду рад получить от Вас ответ.
    С уважением, Александр.

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте. Решил попробовать сделать JLH по однополярной схеме на 2sc5200. Две попытки и обе провальные. Запускаю с 12 Вольт Сначала все работает выставляю среднюю точку 6 вольт. Ток покоя 0,5А. Начинаю поднимать ток, Усилитель в КЗ блок отключается. Все перестаёт работать. Выпаиваю выходные транзисторы - они в КЗ. Что не так подскажите? Может брак? Две пары так уже сжег

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Если реально все работает, т.е. на 12 вольт звук воспроизводится на малой громкости без искажений, то возможно у транзисторов недостаточное охлаждение (маленькие радиаторы).

      Удалить
  21. Проблема была в поддельных транзисторах. Сейчас все работает. Помогите увеличить высокие частоты. Что можно заменить в схеме для подъема ВЧ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зачем вам это? Это усилитель с линейной АЧХ и просто кощунство :) вносить схемотехнические ухищрения для ее искажения. Если не хватает ВЧ добавьте предусилитель с блоком регуляторов тембра.

      Удалить
  22. Доброго времени суток. Подскажите плз ,какой можно использовать диодный мост в блоке питания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Любой, рассчитанный на прямой ток не менее 5-10 А.

      Удалить
    2. Спасибо за помощь. Ещё такой вопрос. Вы указываете то общая ёмкость в фильтре БП 3200 мкФ. По факту в схеме всего 10100 мкФ, 10000 + 100. Возможно была допущена ошибка. Помогите разобраться с ёмкостями).

      Удалить
    3. Схема БП, которая указана в посте, взята с интернета и добавлена только для примера (без изменения номиналов емкостей). В реализации из поста я, откровенного говоря, перестраховался, увеличив эту емкость до 32000 мкф. В будущих реализациях я уменьшил емкость до 20000 мкф. Для фильтра БП на основе стабилизатора требования к емкости эликтролитов сильно снижаются. Если фон и есть, то только от наводок из-за некачественного монтажа.

      Удалить
  23. Здравствуйте, обьясните чайнику зачем вы добавили на выход второй конденсатор?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Исторически сложилось. Можно не добавлять

      Удалить
  24. Добрый день. Приобрёл на один канал выходные транзисторы 2SC5200 ( Тошиба) с буквенным индексом N. Подойдут ли они , или лучше купить с другим буквенным индексом.
    И ещё, может у вас был опыт по вживлению на вход или в драйвер германия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Пойдут, если по коэффициенту усиления удастся подобрать хорошую пару.
      2. Нет. А зачем? Откуда вообще появился этот вопрос, его мне уже неоднократно задают... У германия куча минусов, из которых самый неприятный для сильно греющегося усилителя А класса - плохая термостабильность, т.е. с ростом температуры ухудшаются его характеристики.

      Удалить
    2. Добрый день,спасибо за ваш ответ. Касаемо вашего вопроса насчёт буквенного индекса транзистора, на рекомендуемом вами сайте aovox.com советуют использовать транзисторы с буквой О. Там же делятся опытом применения германия, и то что звук усилителя улучшается. И позвольте с вами не согласиться насчёт термостабильности , транзистор на входе не нагревается, и что мешает драйверный установить на небольшой радиатор для надёжного теплоотвода, ведь он не греется как выходные?

      Удалить
    3. Советы, такие советы... Не всем советам стоит доверять без подтверждения или обоснования, которому можно верить. По даташиту:
      Транзисторы серии 2SC5200 делятся на несколько групп по коэффициенту усиления. Транзистор 2SC5200R имеет коэффициент усиления в диапазоне от 55 до 100, 2SC5200O - в диапазоне от 80 до 160, 2SC5200N - в диапазоне от 55 до 160.

      Т.е. фактически у транзисторов с буквой O и N может быть разным лишь диапазон коэффициента усиления по току. Для JLH, с целью минимизации КНИ, нужно применять транзисторы с высоким Кус. В транзисторах с буквой O и N есть ненулевая вероятность наткнуться на транзисторы с Кус<90, что не совсем хорошо. Просто подбирайте пару с высоким коэффициентом усиления (более 90) и все будет хорошо.

      По поводу термостабильности элементов в усилителе А класса: Компоненты такого усилителя просто должны быть сами по себе термостабильными, т.к. температура внутри корпуса тоже высокая и радиатор сильно положение не улучшит для германиевого транзистора. Нужен будет кулер и связанные с ним хлопоты. А даже тихошумящий усилитель как-то напрягает. А вот преимущества германия вообще не очевидны, если конечно техника не относится к СВЧ аппаратуре, а усилитель JLH таким конечно не является хоть и ультралинейный до сотен кГц. Ума не приложу, что кроме проблем может привнести германий в этот усилитель :), но факт, что звук он не улучшит. Вообще нет реальных подтверждений, кроме неизвестно чьих субъективных оценок (может у человека просто завалялась кучка транзисторов времен СССР - и выбросить жалко и применить негде, вот и раздул в интернете миф о каких-то преимуществах германия над кремнием)

      Удалить
  25. Доброго времени суток! Собрал усилитель по вашим рекомендациям,всё работает , огромное спасибо! Может поделитесь вашей методикой подбора выходных транзисторов в пары?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично, что все работает! Пожалуйста! :).
      Методика подбора выходных транзисторов соответствует авторской, тут я не оригинален:
      "Искажения усилителя минимальны, когда коэффициенты передачи тока базы транзисторов выходного каскада равны и максимальны. Если нет возможности подобрать идентичные транзисторы, то для минимизации искажений транзистор с максимальным коэффициентом усиления следует использовать в качестве TR1" (в моей схеме TR1 это T4).
      Т.е. подбирать транзисторы нужно таким образом, чтобы их коэфф. усиления был максимально возможным и идентичным для пары.

      Удалить
  26. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  27. Собрал 2 печатных платы, столкнулся с проблемой, не происходит необходимая регулировка половины U питания. Несколько раз проверял, собрано всё верно. Подскажите в чем может быть проблема. При U питания 20V между эмиттером Т3 и коллектором Т4 напряжение не поднимается больше 2V, при подстройке резистора только падает до 1.1 V. Подскажите в каком направлении копать. Такая ситуация на 2 печатных платах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я предполагаю одно из двух: либо неисправный транзистор, возможно выходной, либо выходные транзисторы посадили на один радиатор и они плохо изолированы от него, т.е. есть замыкание м/у коллекторами транзисторов.

      Удалить
  28. Спасибо большое! Повторил вашу разработку. Все сразу заработало! Оформляю корпус. Если можно один вопрос. В качестве регулятора громкости можно применить переменник на 100ко́м? Просто есть ALPS такого номинала с древнего усилителя.

    ОтветитьУдалить
  29. Хорошо, что есть такие люди как вы которые делятся своими знаниями и опытом.

    ОтветитьУдалить
  30. Здравствуйте)
    Очень важный вопрос, конденсатор пленочный(жёлтый у вас на плате ) 1 мкф × 250 в который, там 1 мкф или 0.1 мкф??
    Уточните пожалуйста)

    ОтветитьУдалить
  31. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  32. R7 на печатной плате какой мощности? Если 0,5 Вт как положено то его только "на попа" можно ставить.

    ОтветитьУдалить
  33. И вообще судя по-всему площадки под сопротивления, т.е. по монтажной длине рисовались "от вольного" .

    ОтветитьУдалить
  34. А так большое спасибо за проделанную работу!!!

    ОтветитьУдалить
  35. А предусилитель нужен? А то пока сделал пробный вариант, попробовал источник звука от смартфона,пока тишина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не нужен. Если тишина, значит, что-то не так сделали или есть неисправный компонент.

      Удалить
  36. Добрейшего! Есть отдельно стоящий стабилизатор питания на 1 кВт. Обязательно ли делать для усилителя ещё один?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зависит от стабилизатора, от степени фильтрации переменного тока. А так мощности более чем достаточно.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Спасибо за ответ! Ещё один глупый вопросик. С1, С5, С6 и С8 какого типа конденсаторы? Плёночные?

      Удалить
    4. Всем привет. Подскажите есть оригинал моторола MJ21194 есть смысл их использовать?

      Удалить
  37. Здравствуйте ВСЕМ! Да я в ранней молодости собирал УНЧ класса А ..у меня конечно он ГРЕЛСЯ , даже с большим радиатором. Потом собирал на входном диффкаскаде на транзисторах. Но с 2000 года вместо ООС по выходному напряжению я стал делать ООС по ТОКУ ! И вот почему: Динамик управляется ТОКОМ , протекающим по катушке. В УНЧ без ООС и ООС по напряжению в акустике возникают фазовые и амплитудные ИСКАЖЕНИЯ. Трансформатор ламповых УНЧ как то учитывал эти параметры, а вот транзисторные унч совсем пошли в другую сторону. Короче в 80х годах был сделан в СССР магнитофон ОРБИТА 205 и там была введена ООС по току и он играл лучше всех катушечных *Юпитеров* и *Маяков* Сейчас это схемотехническое решение называется ИТУН, где две петли ООС : по выходному напряжению и по выходному току. Я просто хочу сказать , что всё развивается и становится и экономичнее и результативнее .

    ОтветитьУдалить
  38. От самовозбуждения тут можно параллельно R5 поставьте ёмкость 100 - 200 пф должно помочь для устранения самовозбуждения.

    ОтветитьУдалить
  39. почему- то схемы не открываются (( можете в личку выслать?

    ОтветитьУдалить
  40. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  41. Здравствуйте. Схема заработает от 24в? Если нет то какие номиналы нужно изменить?

    ОтветитьУдалить
  42. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О фазолинейной акустике или "Святой Грааль" хорошего звука

История сборки усилителя JLH для Александра